Назад к списку

«Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации»

 Пост-релиз 


В 2020 году в рамках проекта Минпросвещения России «Проведение серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» провела 18 семинаров-совещаний в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах. Проект рассчитан на 2020-2022 гг. и в итоге охватит все федеральные округа России. Семинары-совещания в 2020 году прошли в Чукотском автономном округе, Магаданской области, Камчатском крае, Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Республике Тыва, Красноярском крае, Республике Хакасия, Кемеровской области (Кузбассе), Республике Алтай, Алтайском крае, Ямало-Ненецком округе, Ханты-Мансийском округе, Тюменской области, Челябинской области, Курганской области, Свердловской области. Мероприятия проекта начались 8 сентября 2020 года в г. Магадане, а финальный для 2020-го года, межрегиональный семинар-совещание Сибирского федерального округа состоялся 19 ноября 2020 года в г. Барнауле.В ходе общественно-научной, методической дискуссии был выявлен ряд позитивных тенденций в организации преподавания родных языков. Среди них то, что приоритетами региональных систем образования являются обеспечение готовности педагогических работников к осуществлению образовательной деятельности с учетом этнокультурной составляющей, профессиональный рост учителя нового типа, соответствующего требованиям глобального информационного общества, знающего культурные и языковые особенности народов, а также на создание единой инновационной информационно-образовательной среды профессионального развития работников образования.В большинстве регионов организована работа постоянно действующих научно-методических семинаров, педагогических мастерских, мастер-классы для педагогов, региональные инновационные площадки.Особый интерес вызывают презентации актуального опыта педагогов, преподающих языки коренных малочисленных народов Севера, национальные языки народов Сибири, внедряющих преподавание русского языка как родного.Одним из приоритетных направлений является учебно-методическое обеспечение этнокультурной составляющей содержания образования, издание учебных пособий и программ. Например, в Алтайском крае работает открытая образовательная площадка для изучения русского языка, которая обеспечивает в том числе функционирование «Электронной энциклопедии русского языка и культуры», ряда методических материалов и 24 обучающих онлайн-курсов для самообразования и повышения квалификации педагогов. В том числе создан видеохостинг, где размещено 50 образовательных видеороликов по этой тематике и планируется разместить еще столько же. В 2020 году разрабатывается и наполняется аналогичная образовательная площадка, посвященная изучению и преподаванию родных языков, поддержке педагогов в этих вопросах. Только в текущем году было издано 9 различных методических пособий по актуальным вопросам изучения и преподавания родных языков народов Российской Федерации. Также в Алтайском крае создан и начал работу Сетевой тьюторский центр научно-методической поддержки повышения квалификации педагогов всех уровней образования по вопросам изучения и преподавания родных языков.Вместе с тем, анализ системы преподавания родных языков в регионах ДВФО, СФО, УрФО показал ряд общих комплексных проблем. Среди них – недостаточная степень координации, отсутствие единства принципов и подходов, действий в развитии преподавания родных языков как на уровне субъекта Российской Федерации, так и каждой образовательной организации, недостаточное обеспечение учебно-методическимипособиями и учебниками, отсутствие преемственности преподавания родных языков между уровнями образования, незначительный объём использования современных информационных технологий, низкий уровень вовлечения родителей (законных представителей) обучающихся, правовой нигилизм и низкий уровень мотивации семьи в изучении родных языков народов Российской Федерации. Среди наиболее очевидных проблем региональных систем образования – практически полное отсутствие разъяснительной, просветительской работы с родителями (законными представителями) обучающихся, разрыв между традиционными формами организации учебного процесса и информационным миром, продуктами, в которых живёт современный ребёнок, концентрация преподавания родных языков на уровне начальной школы и внеурочной деятельности, отсутствие современных интерактивных и информационных ресурсов, ориентированных на взрослое население. Большое количество вопросов, непонимание со стороны педагогов и родителей, вызывает преподавание такого предмета, как «родной (русский) язык», по этому направлению необходима системная разъяснительная работа. Значительные трудности вызывает подготовка современных учебно-методических комплексов по родным языкам, процесс внесения их в федеральный перечень учебников. Все указанные процессы и проблемы развиваются на фоне значительного сокращения бытования языков народов Российской Федерации, их использования в семейной и общественно-политической жизни, значительного обеднения русского языка.Основой системы преподавания языков народов Российской Федерации должна стать языковая образовательная политика каждого субъекта Российской Федерации. Языковая образовательная политика региона должна включать в себя взаимосвязанный комплекс организационно-методических, правовых, информационно-просветительских и научно-исследовательских мероприятий по преподаванию родных языков, включая русский язык как родной. Признаками языковой политики являются системность, комплексность, практическая ориентированность. Тема родных языков должна быть интегрирована в учебную и внеурочную деятельность, дополнительное образование и воспитательную работу. Важно, чтобы участниками реализации языковой политики были все участники образовательных отношений, органы исполнительной власти и местного самоуправления, научные и общественные организации. Языковая образовательная политика региона должна реализовываться в каждой образовательной организации с учётом местной специфики и традиций.Для дальнейшего развития системы преподавания языков народов Российской Федерации важно реализовывать следующие предложения.Системное проведение межрегиональных мониторинговых исследований состояния системы этнокультурного образования для анализа проблем и определения приоритетов развития системы общего и дополнительного образования.Организация постоянно действующей федеральной методической площадки «Региональные практики управления этнокультурным образованием», направленной на обсуждение научно-практических механизмов повышения качества этнокультурного образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов образования.Создание единой цифровой платформы по сохранению и развитию родных языков для широкого круга пользователей, включая взрослое население, родителей обучающихся.Создание онлайн - курсов повышения квалификации по современным методикам преподавания родных языков, формированию у педагогов навыков работы в современных информационных средах, с использованием информационных продуктов. Важно работать по теме «Сохранение языка в цифровом пространстве».Нормативно-правовое закрепление в документах, регламентирующих основную деятельность среднего и высшего профессионального образования с точки зренияпредоставления возможности подготовки билингвальных воспитателей, учителей начальных классов, педагогов-предметников, социальных педагогов, психологов.Организация конкурсов по модели WorldSkills по профессиональным языковым компетенциям, необходимых для работы в условиях многоязычия (русский язык – родной язык – иностранный язык).Разработка методических рекомендаций по этно-педагогической подготовке будущих учителей начальных классов по работе с семьей обучающихся.Выявление лучших практик и моделей обучения русскому языку как родному и как государственному и родным языкам народов Российской Федерации на всех уровнях общего образования, с целью распространения опыта.Гусев Алексей Владимирович, кандидат исторических наук, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации, член Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации.