Интернет без рисков
Как сделать личное пространство и общение в сети безопасным?

Сегодня интернет настолько плотно вошел в нашу жизнь, что мы, почти не задумываясь, в два клика оплачиваем покупки, коммунальные услуги, «постим» собственные фотографии и видео.

Но за всем этим удобством стоит множество опасностей. Причем, как со стороны мошенников, желающих заполучить деньги честных граждан, так и со стороны подписчиков или случайных людей, готовых в любую минуту напомнить кому-то о лишнем весе, кому-то о недостатках характера и прочем. Как же обезопасить себя от всего этого и не попасть в неприятную среду хейтеров и не дать обмануть вас? И как научить собственных детей безопасному поведению в сети? Обо всем этом рассказал Сергей Гребенников, директор регионального общественного центра интернет технологий Хабаровского края (РОЦИТ).

– Как в России обстоит дело с цифровой грамотностью?

– Неплохо, но всё же есть, куда расти. В мае 2019 года РОЦИТ совместно с РАЭК и Microsoft провели Всероссийскую образовательную акцию по  определению уровня цифровой грамотности - Digital Диктант. Среднее значение уровня цифровой грамотности всех участников диктанта составило 7,15 из 10 баллов. Мы уверены, что в будущем эта акция станет ежегодной, и каждый гражданин нашей страны не только единоразово узнает свой уровень цифровой грамотности, но и сможет отслеживать свою динамику, достижения или зоны развития на регулярной основе. Благодаря этому уровень цифровой грамотности в России и других русскоязычных странах будет уверенно подниматься.

– Есть ли исследования, как часто пользователи сталкиваются с кибербуллингом – травлей в интернете?

– Конечно, есть. Одним из них является ежегодное исследование Microsoft DCI, посвященное культуре общения и личной безопасности в сети, на его основе составляется рейтинг стран по индексу цифровой культуры. По результатам исследования в 2019 году, 71 процент опрошенных российских интернет-пользователей сталкивались с оскорблениями в Интернете, 40 процентов опрошенных признались, что их пытались целенаправленно скомпрометировать, а жертвами публикации ложной или вводящей в заблуждение информации становились 18 процентов респондентов.

– В последние годы ведется активная борьба с травлей в школах, к примеру. А есть ли подобное в соцсетях? 

– Соцсети позволяют пользователям добавлять интернет-обидчиков в черные списки и отправлять жалобы на контент, который оскорбляет их или кажется нежелательным для просмотра. Модераторы социальных сетей постоянно мониторят обращения и удаляют неправомерный контент. Дальше всех в вопросах борьбы с травлей шагнула социальная сеть Facebook, внутри неё существует Центр предотвращения травли. Внутри него пользователь может легко найти пошаговые инструкции по разрешению конфликтных ситуаций, в том числе советы, как начать обсуждение проблемы, для людей, подвергающихся травле, родителей учеников, подвергающихся или обвиняемых в травле, и преподавателей, чьи учащиеся имеют проблемы, связанные с травлей.

- Понятно, что на хейтеров проще не обращать внимания. Но как объяснить это подростку? Есть ли какие-то советы для того, чтобы обучить ребенка поведению в интернете и с какого возраста нужно с ним об том говорить?

– Разговаривать с детьми о правилах поведения в интернете лучше как можно раньше, с 10-12 лет. Если вы видите, что ваш ребенок создает профиль в социальной сети, то время для разговора уже пришло. Самое главное - объяснить подростку, что хейтеры в интернете буквально питаются негативными эмоциями, и если он не будет реагировать на онлайн-буллинг, им будет просто неинтересно и бессмысленно его оскорблять. Несколько полезных советов о том, как подростку вести себя в интернете:
- Не стоит ввязываться в глупые споры в сети
- Общаться в сети можно только с тем, кому ты доверяешь
- Не надо воспринимать комментарии в сети близко к сердцу
- Нельзя делиться личной информацией с незнакомыми людьми
– Какие фото- и видео-материалы не стоит выкладывать в сеть?
– Ни в коем случае нельзя выкладывать в сеть фотографии документов, билетов на выставки, в концерты, музеи и.т.д. Нельзя выкладывать фото и видео, которые могут оскорбить других интернет-пользователей, и особенно ваших друзей и знакомых. Не стоит загружать в сеть свои или чужие интимные снимки, потому что попадание подобных снимков в руки злоумышленников может привести к травле. Запомните - все, что попадает в интернет, уже нельзя удалить из него.

  – Могут ли на 100 процентов обезопасить детей от нежелательного контента специализированные сервисы?

– На 100процентов - точно нет. Сейчас существует огромное количество сервисов, через которые дети могут потреблять контент, и сложно контролировать безопасность ребенка при использовании каждого из этих сервисов. Да, можно настроить родительский контроль на смартфоне ребенка, ограничить использование приложений, установить специализированные контентные приложения, такие как “YouTube детям”, но с небольшой вероятностью ребенок все равно столкнется с нежелательным контентом даже при простом веб-серфинге. Лучше всего научить ребенка правильно реагировать на подробный контент, чем искать способы стопроцентного ограничения.

 – Есть мнение, что мошенники все чаще используют интернет в своих целях. Насколько это верно?

– Всё больше и больше людей используют интернет-сервисы для рабочих и личных целей, доверяют им свои персональные данные и данные банковских карт, проводят онлайн-платежи. При этом меньше половины из них могут уверенно сказать, что знают хотя бы базовые правила онлайн-безопасности. Из-за недостаточно высокого уровня цифровой безопасности среди населения, использующего интернет, количество онлайн-мошенников и объем интернет-мошенничества, действительно, растет.

 – Безопасно ли пользоваться интернет-магазинами? И есть ли способ определить, насколько надежен тот или иной магазин или поставщик?

– Пользоваться интернет-магазинами, в целом, безопасно, но при этом нужно соблюдать несколько правил. При открытии магазина обратите внимание адресную строку браузера (сайт должен начинаться с https://), на отзывы покупателей, на наличие онлайн-чека, на фотографии товара и на его цену. Обязательно прочтите об условиях обмена и возврата товара, изучите гарантийные условия, и самое главное - найдите на сайте или в приложении юридическую информацию о владельцах магазина. Если такой информации нет, он с большой вероятностью может оказаться мошенническим.

 – В последние годы было несколько крупных «утечек» персональных данных. Насколько это потенциально опасно для рядового пользователя? Что если мошенник, например, будет знать ваше ФИО, адрес электронной почты и другие данные?

– Если паспортные или другие персональные данные окажутся в руках злоумышленников, они могут использоваться в преступных целях. Используя их, мошенник может получить доступ к средствам на банковких картах жертвы, открывать электронные кошельки, брать кредиты на её имя, совершать различные юридические действия: незаконные манипуляции с чужой недвижимостью, перевод долгов, открытие так называемых фирм-однодневок, использовать личность жертвы как «подменную» для мошеннических действий и использовать данные в собственных интересах, например, для навязывания услуг.

Беседовала Наталья Самоцветова 

Источник: hab.mk.ru