ЕЖЕГОДНЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
об исполнении плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей

По пункту 20. Организация и проведение профильных и специализированных смен технической направленности в федеральных государственных бюджетных образовательных учреждениях «Всероссийский детский центр «Океан» и «Орленок», федеральном государственном бюджетном учреждении «Международный детский центр «Артек», федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Всероссийский детский центр «Смена»

В 2019 году проведены следующие профильные смены по программам научно-технической направленности для школьников в возрасте 11-17 лет:
На базе ВДЦ «Орленок»: смены «Космос. Точка отсчёта», «От мечты – к открытию»; тематические программы: «3-Д технологии и инжиниринг», «Профильные отряды «Мир моих возможностей», «Всероссийский фестиваль энергосбережения «Вместе ярче», «Школа подводного исследователя «Океанавтика», «Лагерь технических видов спорта «Пилот», «Цифровое будущее России», «Отраслевая смена для одарённых детей городов Росатома», «Профильные техноотряды», «XIV Всероссийская смена «Юный математик»;
На базе МДЦ «Артек»: смены «Время детских открытий», «Астероид №1956», «Артековские стартапы», «Школа исследователей и изобретателей «ЮниКвант»;
На базе ВДЦ «Океан»: смены «Российский интеллект»: модуль «Интеллект+»; «Грани мастерства»: модуль «Техно «Океан»»; «Курс на взлёт!»; «Энергия старта»; JuniorSkills; «Инновациям – старт!»;
На базе ВДЦ «Смена»: смены «Город мастеров», «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia); Юнармейский лагерь инновационного и научно-технического творчества и другие.
По пункту 21. Методическое обеспечение деятельности субъектов Российской Федерации по развитию системы дополнительного образования детей, в том числе по вопросам, связанным с приоритетными направлениями дополнительного образования детей, разъяснением понятий «дополнительного образование детей» и «внеурочная деятельность», финансирование системы дополнительного образования, недопущением «свертывания системы организации дополнительного образования детей»

На федеральном уровне информационную, консультационно-методическую, организационную, экспертно-аналитическую поддержку реализации дополнительных общеобразовательных программ по художественной, технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой и социально-педагогической направленностям осуществляют определенные на заседании рабочей группы приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (далее – приоритетный проект) отраслевые федеральные ресурсные центры (далее – ФРЦ).
Совместно с ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» (ФРЦ технической направленности) и ФГАОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана» разработан Инструментарий работника системы дополнительного образования детей, представляющий собой сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта, который включает:
Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей;
Методику определения высокооснащенных мест для реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей;
Методические рекомендации по организации содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности;
Методические рекомендации по созданию и функционированию регионального модельного центра дополнительного образования детей;
Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;
Методические рекомендации по формированию модели регионального центра выявления и поддержки одаренных детей.
Минпросвещения России совместно с ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» (ФРЦ физкультурно-спортивной направленности) и Минспортом России осуществляется
сопровождение организаций дополнительного образования, осуществляющих в субъектах Российской Федерации деятельность в области физической культуры и спорта.
ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения (ФРЦ туристско-краеведческой и социально-педагогической направленности), ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр» (ФРЦ естественнонаучной направленности), осуществляется выявление и распространение лучших программных материалов и разработок по методическому сопровождению ДОД посредством ежегодного проведения конкурсов среди педагогов и работников образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
На VI Международном московском салоне образования в 2019 году, в целях внедрения новых технологий в обучение детей проведено пленарное заседание «Современные аспекты государственной политики в сфере дополнительного образования», круглый стол «Создание и развитие деятельности региональных центров выявления и поддержки одаренных детей», «Создание условий для качественного и доступного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в системе дополнительного образования: презентация лучших практик».
В рамках VI Всероссийского совещания работников дополнительного образования (далее – ДОД), состоявшегося в период 5-6 декабря 2019 г., проведено 25 секций, на которых подведены основные итоги реализации мероприятий по модернизации системы ДОД и обозначены приоритетные векторы его развития.
По ключевым вопросам развития системы ДОД Минпросвещения России регулярно проводит селекторные совещания с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
На протяжении многих лет одним из приоритетных направлений деятельности Минкультуры России является сохранение и развитие системы детских школ искусств (далее – ДШИ), являющихся важнейшей составляющей художественного образования, первой ступенью трехуровневой системы подготовки творческих кадров для отрасли культуры (ДШИ – училище – вуз).
За период с 2012 по 2017 гг. в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» Минкультуры России была разработана и утверждена нормативно-правовая база, обеспечивающая деятельность ДШИ страны: 20 нормативных правовых актов, 84 примерные программы по учебным предметам дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, 26 примерных программ по учебным предметам дополнительных общеразвивающих программ; учебно-методические (в том числе, мультимедийные) пособия.
В 2018-2019 учебном году Минкультуры России была продолжена работа по методическому обеспечению образовательной деятельности ДШИ, в частности, подготовлены учебные пособия для учащихся 1-8 классов по дополнительной предпрофессиональной программе «Хореографическое творчество», а также для учащихся 1-5 классов по дополнительной предпрофессиональной программе «Декоративно-прикладное творчество», а также завершается работа по созданию интерактивного учебного пособия по предмету «Слушание музыки» для 1-3 классов и двух интерактивных учебных пособий ДШИ по предмету «Сольфеджио» для 1 и 2 классов ДШИ.
В целях выработки конструктивных предложений, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации, методического, кадрового и финансового обеспечения деятельности ДШИ, формирования их региональной модели управления, при Минкультуры России во главе с заместителем Министра культуры Российской Федерации О.С.Яриловой создана рабочая группа по вопросам развития деятельности ДШИ (далее – Рабочая группа) для экспертного обсуждения актуальных проблем и выработки предложений, оценки предлагаемых мер по совершенствованию образовательного процесса и введению инновационных направлений обучения, в которую вошли деятели культуры и искусств, руководители органов управления культурой регионов страны, представители профессионального сообщества.
В состав Рабочей группы вошли выдающиеся деятели искусств, представители Комитета по культуре Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, Минкультуры России, руководители методических региональных центров и образовательных организаций.
К настоящему времени состоялось три заседания Рабочей группы по вопросам развития деятельности ДШИ, на которых были проработаны наиболее острые вопросы, связанные с деятельностью ДШИ (в т.ч. аттестация педагогических работников, закрепление реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств в качестве основной цели деятельности ДШИ, возможность отчисления по инициативе образовательной организации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, организация питания, медицинское обслуживание обучающихся).
По итогам заседаний в адрес глав субъектов Российской Федерации были направлены для использования в работе «Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств» и «Разъяснения (единые рекомендации) по применению в отношении педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области искусств, Порядка проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность», ответы на вопросы по аттестации педагогических работников образовательных организаций в сфере культуры и искусств в целях установления квалификационной категории, часто задаваемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, региональными методическими службами в сфере культуры и искусств и педагогическими работниками, а также разъяснения о порядке применения в ДШИ системы персонифицированного финансирования дополнительного образования.
Также, 16-17 декабря 2019 г. состоится Всероссийское совещание для руководителей и специалистов региональных методических служб в сфере культуры и искусства. В рамках совещания на базе вузов искусств Минкультуры России будут проведены практические семинары для методистов и преподавателей по различным видам искусств – музыкальному (фортепиано, оркестровые струнные, оркестровые духовые и ударные инструменты, народные инструменты, музыкальный фольклор),
изобразительному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну, хореографическому и театральному искусству под руководством выдающихся деятелей отечественной культуры и ведущих преподавателей
По пункту 30. Реализация «пилотных проектов» по созданию техносферы в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, включая условия для использования в системе дополнительного образования цифровых технологий, развития робототехники.

Значимым фактором развития доступности дополнительного образования детей в Российской Федерации стала реализации начиная с 2016 года приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», продолжение которого нашло отражение в национальном проекте «Образование» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» (далее – федеральный проект).
Так, с 2016 года выросло число организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, и составило по итогам 2018 года 58,3 тыс. организаций (в 2017 году – в 56,3 тыс. организаций). Расширяется сеть современных организаций дополнительного образования детей, в том числе детских технопарков «Кванториум» (89 площадок в 62 субъектах Российской Федерации), региональных модельных центров дополнительного образования детей (в 20 субъектах Российской Федерации), центров дополнительного образования детей на базе образовательных организаций высшего образования, центров цифрового образования детей «ИТ-куб» и других.
На 2019-2024 годы федеральным проектом предусмотрено существенное финансовое обеспечение, в том числе 75,7 млрд. рублей федерального бюджета, в том числе 61 млрд. рублей – межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации.
Одной из основных задач федерального проекта является решение проблемы равной доступности дополнительного образования детей, вне зависимости от территориальных особенностей или возможностей конкретных детей.
Благодаря федеральной поддержке, в 2019 году субъектам Российской Федерации (Республике Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской республикам), в которых выявлен стабильно
низкий охват дополнительным образованием детей указанной возрастной категории (менее 50 %), выделена субсидия из федерального бюджета в общем объеме 950 млн. рублей на создание к концу 2019 года 150 тыс. новых мест дополнительного образования детей.
Кроме того, к началу следующего года: будет создано более 110 детских технопарков «Кванториум» с охватом от 385 тыс. детей, не менее 15 мобильных технопарков для детей из сел и малых городов и не менее 15 центров дополнительного образования в образовательных организациях высшего образования с ежегодным охватом от 6 тыс. детей; региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи откроются еще в 16 субъектах Российской Федерации; для занятий физической культурой и спортом 330 тыс. детей будет модернизирована материально-техническая база в не менее 1000 сельских общеобразовательных организациях и другие.

По пункту 31. Создание региональных «ресурсных центров» для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности

Основой федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» является целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей. Данная целевая модель утверждена приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 года № 467 (зарегистрирован в Минюсте России)
В целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей включено несколько мероприятий:
- Создание и обеспечение деятельности в 2019-2021 годах регионального модельного центра дополнительного образования детей (далее – РМЦ) в субъектах Российской Федерации.
РМЦ как ядро региональной системы дополнительного образования детей выполняют функции ресурсного, учебно-методического, организационного,
экспертно-консультационного и социокультурного центра в региональной системе дополнительного образования детей.
Внедрение, распространение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (субъект Российской Федерации формирует реестр поставщиков, в том числе негосударственных организаций, которые допущены к реализации дополнительных общеобразовательных программ за счет средств регионального и муниципального бюджетов, а также определяет перечень услуг, форму и размер стоимости сертификата. Внедрение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам с целью обеспечения записи в кружки и секции, и выбора семьями образовательных программ, соответствующих индивидуальным запросам и уровню подготовки детей, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов; формирования банка лучших практик реализации дополнительных общеобразовательных программ, как площадки для взаимодействия и обмена опытом представителей сообщества педагогов дополнительного образования. В настоящее время навигатор насчитывает 13 713 организаций, в которых реализуется 113 451 дополнительная образовательная программа и вовлечено 118 5892 ребенка.
- Формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров в дополнительном образовании;
- Проведение инвентаризации инфраструктурных, материально-технических ресурсов образовательных организаций разного типа, научных организаций, организаций культуры, спорта, и реального сектора экономики.
- Реализация дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.
- Выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации).
К началу 2022 года целевые модели региональной системы дополнительного образования детей должны быть внедрены во всех субъектах Российской Федерации.
К 1 июня 2019 г. будут обобщены и направлены лучшие практики реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий.
К декабрю 2020 г. утверждены методические рекомендации Минпросвещения России по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ.

По пункту 32. Проведение конкурсов профессионального мастерства в целях поддержки и профессионального развития специалистов системы дополнительного образования детей

Минпросвещения России в 2019 году проведены Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (далее – конкурс профмастерства) и Всероссийский конкурс педагогических работников, специалистов в области воспитания «Воспитать человека» (далее – конкурс воспитателей и педработников), ориентированные на выявление и поддержку талантливых педагогов и инновационного педагогического опыта в сфере ДОД, обновление содержания и технологического обеспечения воспитания и ДОД.
Так, в федеральном заочном этапе конкурса профмастерства участие приняли 229 педагогов из 65 субъектов Российской Федерации. В период с 18 по 22 ноября 2019 г. в Пензенской области подведены итоги финального тура указанного конкурса. В конкурсных испытаниях финального этапа приняли участие 69 педагогов из 36 регионов России. Абсолютным победителем Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» 2019 года профессиональным жюри конкурса признана
Ольга Александровна Масленникова, победитель в номинации «Наставничество в дополнительном образовании», директор по развитию негосударственного исторического Музея-макета «Петровская Акватория»
По информации Минкультуры России, В 2019 г. Минкультуры России проведены ежегодные Общероссийские конкурсы «Молодые дарования России», «Лучшая детская школа искусств» и «Лучший преподаватель музыкально-теоретических дисциплин детской школы искусств». Церемония награждения победителей Общероссийских конкурсов с вручением дипломов, денежных призов состоится в г. Москве в декабре 2019 года.
С целью подготовки кадров для организаций культуры (включая ДШИ), повышения качества образования, совершенствования деятельности профессиональных педагогических кадров в работе с одаренными детьми в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» предусмотрено создание и функционирование Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры (далее – Центры). В 2019-2024 годах в создаваемых на базе творческих вузов 15 Центрах повышение квалификации должны пройти 200 тыс. работников отрасли, в том числе педагогических работников ДШИ (в 2019 год – 7 Центров, 14 тыс. чел., 2020 год – 11 Центров, 26 тыс. чел, 2021-2024 годы – 15 Центров, 200 тыс. чел.).
В марте 2019 г. начали свою работу 7 Центров, в которых уже в первый год работы прошли повышение квалификации 14 тыс. человек. Это центры на базе Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А Герасимова, Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, Российского института театрального искусства – ГИТИС, Российской академии музыки имени Гнесиных, Дальневосточного государственного института искусств, Санкт-Петербургского и Краснодарского институтов культуры.
В целях активизации творческой и методической работы педагогических работников ДШИ, их поддержки и профессионального развития в субъектах Российской Федерации в рамках ведомственных региональных программ были проведены следующие мероприятия:
губернаторский конкурс профессионального мастерства «Лучший работник культуры года» номинация «Лучший педагог» (Алтайский край);
областной конкурс «Призвание» (Астраханская область);
региональный конкурс исполнительского мастерства «И мастерство, и вдохновение….» (Белгородская область);
областные конкурсы «Путь к успеху» и конкурс методических работ «К вершинам педагогического мастерства» (Брянская область);
областной конкурс профессионального мастерства в номинации «Методическая работа» (Владимирская область);
открытый областной конкурс «Крылья мастерства» (Вологодская область);
Северо-Кавказский конкурс молодых дарований «Творческие вершины» и Северо-Кавказский конкурс детского изобразительного искусства имени А.Л. Ткаченко (Кабардино-Балкарская Республика);
областной пленэр-конкурс для педагогов-художников «Янтарное вдохновение-2019», областной конкурс профессионального мастерства «Лучший преподаватель детской школы искусств – 2019» (Калининградская область);
IV Областной конкурс методических работ преподавателей ДШИ и профессиональных образовательных организаций сферы культуры и искусства «Путь к мастерству – 2019», областной конкурс для преподавателей ДШИ «Лучший открытый урок» по направлению «Музыкально-инструментальное искусство» (Калужская область);
краевой конкурс профессионального мастерства преподавателей ДМШ, музыкальных и хореографических отделений ДШИ Камчатского края «Лучший преподаватель года» (Камчатский край);
конкурс профессионального мастерства работников культуры, искусства и кинематографии «Жизнь моя – культура» (Краснодарский край);
межрегиональный конкурс исполнительского мастерства преподавателей и концертмейстеров «Ритмы вдохновения», краевой конкурс методических работ педагогических работников организаций дополнительного образования и профессиональных образовательных организаций в области культуры (Красноярский край);
областные конкурсы профессионального мастерства «Звезда культуры» и исполнительского мастерства «Музыкальный Олимп» (Ленинградская область);
областной конкурс для ДШИ «Начинаем путь в искусство» (Липецкая область);
региональный фестиваль профессионального мастерства преподавателей и концертмейстеров учреждений дополнительного образования Магаданской области и Смотр-конкурс методических работ (Магаданская область);
региональные конкурсы дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи и смотр-конкурс авторских уроков для преподавателей ДШИ (Мурманская область);
фестиваль педагогических коллективов ДМШ и ДШИ «Музыкальные причуды», областной конкурс методических и творческих работ преподавателей ДМШ и ДШИ, областные конференции для руководящих и педагогических работников образовательных организаций культуры и искусства (Нижегородская область);
областной конкурс «Лучший по профессии среди специалистов культурно-досуговых учреждений, библиотек, преподавателей организаций дополнительного образования, сотрудников музеев, специалистов по кино городского округа и муниципальных районов области» (Новгородская область);
областной конкурс методических работ преподавателей ДШМ, ДМШ, ДХШ имени Т.Р. Брославской, областная выставка творческих работ преподавателей ДХШ и ДШИ, студий изобразительного искусства (Новосибирская область);
областной фестиваль исполнительского мастерства «Такая разная гитара», областной фестиваль ансамблевой музыки преподавателей струнно-смычковых оркестровых отделений «Струнная палитра» (Пензенская область);
республиканский конкурс «Сердце отдаю детям Республики Алтай» (Республика Алтай).

По пункту 33. Организация дополнительного профессионального образования специалистов системы дополнительного образования детей, в том числе специалистов, специализирующихся на работе с одаренными детьми

В соответствии с пунктом 2 часть 5 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Так, для наставников и руководителей Технопарков более 35 субъектов Российской Федерации ФГАУ «Фонд новых форм развития» проводятся сезонные образовательные сессии, обучающие основным методикам проектного управления и способам их применения в Технопарках.
Субъектами Российской Федерации, в том числе в рамках сетевых соглашений с ведущими вузами проводятся курсы повышения квалификации руководителей, методистов, педагогов организаций дополнительного образования, специалистов по воспитательной работе, координаторов детского движения, педагогов-организаторов, социальных педагогов, направленные на изучение современных управленческих, организационно-экономических, образовательных технологий (электронного обучения, смешанного и мобильного обучения), применение механизмов интеграции общего и дополнительного образования, выявления и поддержки одаренных детей, работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в целях тиражирования лучших практик дополнительного образования и обмена передовым опытом проводятся вебинары, семинары-практикумы, мастер-классы, выездные практические занятия, стажировки, региональные и межрегиональные форумы педагогических работников. При этом особое внимание уделяется разработке и внедрению в образовательную практику программ с применением дистанционных технологий.
На базе Образовательного центра «Сириус» при поддержке Минпросвещения России в 2019 году реализована комплексная программа переподготовки кадров для систем выявления и поддержки одаренных детей и молодежи «Большие вызовы» объемом 504 академических часа, в которой приняли участие 1250 педагогов из 60 субъектов Российской Федерации, прошедших конкурсный отбор.
С целью повышения качества образования, совершенствования деятельности профессиональных педагогических кадров в работе с одаренными детьми
Минкультуры России в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» выделены средства на организацию и проведение курсов повышения квалификации для преподавателей ДШИ, профессиональных образовательных организаций.
Кроме того, на базе Федерального ресурсного методического центра развития образования в сфере культуры и искусства в 2019 году реализовано 12 программ повышения квалификации для преподавателей и руководителей ДШИ, сотрудников региональных методических центров дополнительного образования детей в области искусств, руководителей органов управления культурой субъектов Российской Федерации, содержание которых было посвящено вопросам реализации государственной культурной политики в области художественного образования, дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, развития современных образовательных технологий и их внедрения в практику ДШИ.

По пункту 39. Проведение олимпиад и иных конкурсных мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений

Минпросвещения России согласно Правилам выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239, ежегодно утверждается Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений (далее соответственно – Перечень, мероприятия).
Перечень на 2019/20 учебный год утвержден Приказом Минпросвещения России от 24 июля 2019 года № 390 (зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2019 г.). Перечень включает 224 мероприятия.
Победители и призеры заключительных этапов мероприятий включаются в государственный информационный ресурс об одаренных детях (далее – ГИР), при этом 1200 из них при поступлении на очную форму обучения по программам бакалавриата, специалитета или программам подготовки специалистов среднего звена на бюджетной основе имеют право на получение в течение всего периода обучения гранта, учрежденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности».
В настоящее время ГИР содержит сведения о более 196,5 тыс. детей, которые согласно федеральному проекту «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» с 2019 года будут использоваться создаваемыми региональными центрами выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи для формирования банка сводных электронных портфолио одаренных детей, обеспечивающий основу для их дальнейшего сопровождения и построения индивидуальных учебных планов.
В части организации соревновательной деятельности среди обучающихся и повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом Минпросвещения России и Минспорт России ежегодно утверждают Всероссийский сводный календарный план физкультурных и спортивных мероприятий среди обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (далее – Календарный план), в структуру которого включаются спортивные мероприятия по наиболее популярным среди школьников видам спорта. Календарный план включает в себя проведение мероприятий, таких как Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры» и Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания», которые организованы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 948 «О проведении Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников».
Количество участников школьного этапа Президентских состязаний в 2018/2019 учебном году составило более 11 млн. обучающихся, из которых 8,1
млн. обучающихся городских общеобразовательных организаций и 2,9 млн. обучающихся сельских общеобразовательных организаций. Спортивная программа мероприятия включает в себя следующие виды спорта: обязательные – спортивное многоборье, эстафетный бег; дополнительные – баскетбол, мини-футбол, плавание, самбо, шахматы.
В школьном этапе Президентских спортивных игр в 2018/2019 учебном году приняли участие около 6,2 млн. обучающихся, что составило 72,9% от общего числа обучающихся 5-11 классов общеобразовательных организаций Российской Федерации (8 487 161 обучающихся). Спортивная программа мероприятия включает в себя следующие виды спорта: обязательные – баскетбол, легкая атлетика, настольный теннис, шашки; дополнительные – гандбол, лапта, тег-регби, плавание, городошный спорт.
В 2019 г. при поддержке Минкультуры России проведено около 300 творческих мероприятий (творческих школ, мастер-классов, конкурсов, фестивалей, выставок, смотров), в которых приняли участие молодые дарования из всех субъектов Российской Федерации. Проекты были направлены на развитие системы художественного образования, выявление и поддержку юных музыкантов, танцоров, художников и др.
В числе наиболее значимых всероссийских и международных творческих проектов – «Новое передвижничество», «Российские консерватории – детям», Крымский фестиваль «Бархатные встречи», «Центры искусств Валерия Гергиева для юных дарований России», «Юрий Башмет – одаренным детям России», «Открытый мир творчества».
Кроме фестивалей, мастер-классов, выставок, творческих школ огромное значение придается проведению творческих конкурсов и олимпиад, в частности, входящих в ежегодно утверждаемый Минпросвещения России Перечень олимпиад и конкурсов, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей.
В их числе такие творческие проекты как: Общероссийский конкурс «Молодые дарования России», Всероссийский конкурс по теории, истории музыки и композиции имени Ю.Н. Холопова, Международный конкурс молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах, Всероссийский конкурс молодых исполнителей «Русский балет», Всероссийский смотр юных дарований
«Новые имена» и другие проекты, имеющие богатую историю, основательную методическую базу и представительное жюри.

По пункту 41 и 42. Информационное обеспечение мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей
Информирование общественности о возможностях организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, в средствах массовой информации

Информационное обеспечение мероприятий по реализации Концепции осуществляется путем размещения информационных материалов на различных ресурсах: на официальном сайте Минпросвещения России и официальных аккаунтах Минпросвещения России в социальных сетях, на сайтах региональных органов управления образованием и организациях ДОД.
В целях создания единого пространства по информационной и методической поддержке системы ДОД, размещения актуальных материалов о событиях, тенденциях и программах дополнительного образования, отвечающих потребностям целевых аудиторий пользователей во всех субъектах Российской Федерации функционирует Единый национальный портал ДОД (dop.edu.ru), включающий федеральный и региональный разделы и объединяющий профессиональное и родительское сообщества.
Информационная поддержка федеральной сети Технопарков обеспечивается ФГАУ «Фонд новых форм развития» при помощи сайта https://www.roskvantorium.ru/.
Для обеспечения условий участия семьи и общественности в управлении развитием ДОД и для создания межведомственной системы управления развитием ДОД создан общедоступный навигатор по дополнительным общеобразовательным программам,42 субъектам Российской Федерации, внедряющим целевую модель, направлены функциональные требования для региональных навигаторов по дополнительным программам (далее – навигатор), а также типовое решение технологической платформы навигатора.
В указанных субъектах Российской Федерации созданы навигаторы, при организации функционирования которых предусмотрена единая точка сбора информации: Республика Бурятия – navigator.sozvezdie03.ru, Пермский край – http://navigatordo.ru/, Республика Татарстан – http://navigator.rcvrrt.ru/, Вологодская область – http://vologda.pfdo.ru/, Тульская область – http://www.doobr71.ru/regionalnyy-navigator-po-dopolnitelnomu-obrazovaniyu-detey/, Республика Саха (Якутия) – детямякутии.рф, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – хмао.пфдо.рф, Тюменская область – http://tumen.pfdo.ru/, Астраханская область – https://school.molotex.ru/, Удмуртская Республика – https://ur.pfdo.ru/, Чеченская Республика – https://nav.rmc-chr.ru/, Воронежская область – http://navigator.dop36.ru, Калининградская область - https://klgd.pfdo.ru/, Липецкая область – https://lipetsk.pfdo.ru/, Новгородская область - https://53.pfdo.ru/, Рязанская область – http://р62.навигатор.дети/, Тамбовская область https://tambov.pfdo.ru/, Томская область - https://tomsk.pfdo.ru/, Ярославская область – https://yar.pfdo.ru/, Республика Коми - https://komi.pfdo.ru/.
По информации Минкультуры России, В 2019 г. органами управления культурой субъектов Российской Федерации и местного самоуправления была продолжена работа по информационному обеспечению мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей путем освещения в региональных средствах массовой информации, размещения на официальных сайтах и порталах органов управления культурой, администраций муниципальных районов, учебно-методических центров, сайтах самих образовательных учреждений, социальных сетях информационных материалов по анонсированию и проведению:
– региональных и межрегиональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников ДШИ;
– конкурсов, фестивалей, выставок, концертов, тематических вечеров, семинаров и творческих мероприятий, направленных на развитие и поддержку дополнительного образования в регионе;
– муниципальных, региональных и межрегиональных творческих проектов, направленных на выявление и поддержку одаренных детей.
В Московской области внедрена Единая информационная система дополнительного образования (ЕИСДОП), на портале которой (dop.mosreg.ru.) размещена информация о деятельности детских школ искусств. На портале ЕИСДОП реализован и работает общедоступный навигатор по дополнительным образовательным программам, мероприятиям, проектам, мастер-классам, организациям, который позволяет родителям выбирать отделения и специальности, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей. В данной системе зарегистрирован весь контингент обучающихся в ДШИ (свыше 94 тыс. чел.).
В Воронежской области с 2016 г. проводится ежегодный мониторинг соответствия структуры официального сайта образовательной организации требованиям законодательства Российской Федерации. Ежегодно составляется рейтинг активности учреждений культуры по участию в проекте Минкультуры России «Единое информационное пространство в сфере культуры».
В Сахалинской области информационное обеспечение мероприятий Концепции развития дополнительного образования детей осуществляется на официальном сайте Сахалинского областного научно-методическим центром по образованию в сфере культуры и искусства. В настоящее время на стадии разработки находятся новые разделы сайта по освещению концертно-конкурсной деятельности коллективов ДШИ, актуальной информации событий в сфере культуры, а также мониторинговые данные деятельности организаций культуры и ДШИ. Ежегодно печатаются информационные сборники о состоянии и сети учреждений дополнительного образования.
В Свердловской области с целью информирования населения на официальном сайте Регионального ресурсного цента в сфере культуры и художественного образования (somc.ru) размещаются материалы проводимых творческих мероприятий (презентации, видеообращения, программы и др.), а также их онлайн-трансляций.
В Камчатском крае на базе КГБПОУ «Камчатский колледж искусств» функционирует Центр поддержки и развития одаренных детей и молодежи информационный ресурс (сайт darovaniya.info).
В Чеченской Республике – Единый портал образовательных организаций дополнительного образования детей Чеченской Республики: www.dod95.ru, осуществляющий информационную поддержку проводимых в Республике мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 №729-р).
Кроме того, на портале культурного наследия России «Культура.рф», органы управления культурой субъектов Российской Федерации и заинтересованные организации размещают информацию о проводимых ими мероприятиях для детей и молодежи.
Информирование общественности о возможностях образовательных организаций, реализующих дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в сфере искусств (образовательной, творческой, концертно-просветительской и методической), осуществляется на сайтах подведомственных Минкультуры России образовательных учреждений, сайтах региональных и муниципальных органов управления культурой и подведомственных им образовательных учреждений, в средствах массовой информации (региональное телевидение, радио, газеты, печатные издания, районные СМИ, афиши, буклеты и др.), в сети Интернет, а также путем участия ДШИ в культурной жизни субъекта Российской Федерации, муниципалитета (отчетные концерты, тематические выставки работ учащихся, театрализованные постановки, выставки с музицированием, музыкальные гостиные для разных категорий слушателей, общегородские и общерайонные мероприятия).
В Алтайском крае информирование населения о доступности дополнительного образования, спектре реализуемых образовательных программах в области искусств, условиях участия детей, семей и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования осуществляется на региональном информационном ресурсе «Навигатор дополнительного образования».
В Республике Ингушетия помимо информационных сайтов ДШИ, на которых размещена информация о реализуемых в них образовательных программах, широко используются нетрадиционные методы общения с родителями обучающихся в форме педагогических студий, совместных встреч, направленных, в том числе, на обсуждение вопросов воспитания детей в семье и школе.
В Республике Крым региональными и муниципальными средствами массовой информации обеспечено информирование общественности о возможностях организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ.
В Республике Башкортостан на сайте Учебно-методического центра по образованию Минкультуры Башкортостана в открытом доступе находится статистическая, учебно-методическая, нормативно-правовая, отчетная информация о деятельности муниципальных учреждений дополнительного образования, методических объединений, творческих конкурсах.
В Севастополе информация о деятельности ДШИ размещена на официальном портале Правительства, в средствах массовой информации проходят репортажи о мероприятиях, осуществляемых ДШИ и ДХШ.
В Кировской области информирование общественности о возможностях организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств, осуществляется через ведение официальных сайтов ДШИ. В 2018 г. из общего числа ДШИ (71 ДШИ) собственный Интернет-сайт или Интернет страницу имеют 71 ДШИ, из них адаптированные для слепых и слабовидящих – 56.
В Оренбургской области разработана и успешно действует система связи с общественностью. В еженедельном режиме интернет пространства Оренбуржья, на теле и радиовещательных каналах региона размещается информация о событиях, происходящих в сфере художественного образования региона. Министерством культуры и внешних связей Оренбургской области разработан и успешно действует системный подход по освещению образовательной деятельности в рамках реализации Концепции при помощи интернет – портала «Культура Оренбуржья», Правительства Оренбургской области, на сайтах образовательных организаций. Информация передается и на ряд федеральных интернет ресурсов: портал Министерства культуры Российской Федерации, а также предлагается к размещению на федеральные телеканалы.
В Красноярском крае для облегчения доступа общественности к информации на официальном сайте Красноярского краевого научно-учебный центра кадров культуры создана страница со ссылками на сайты муниципальных учреждений дополнительного образования в области культуры.
Также на официальном сайте Минкультуры России с целью оказания содействия в информировании широкой общественности о достижениях региональных, муниципальных образовательных организаций и учреждений культуры, творческих коллективов создана автоматизированная информационная система «Единое информационное пространство в сфере культуры» (АИС «ЕИПСК», https://all.culture.ru).

По пункту 44. Оценка региональных программ (планов мероприятий, «дорожных карт») по развитию дополнительного образования детей, достижению целевых показателей охвата детей дополнительными общеобразовательными программами

При проведении анализа системы дополнительного образования перечисленных субъектов Российской Федерации осуществлена инвентаризация инфраструктурных ресурсов системы образования через информационную систему «Мониторинг доступности образования», по итогам которой выявлено, что существующая инфраструктура способна обеспечить обучение большего количества детей при оснащении новых мест в организациях.
В целях выравнивания показателя охвата детей дополнительным образованием в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в 2019 году субъектам Российской Федерации (Республике Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской республикам), в которых выявлен стабильно низкий охват дополнительным образованием детей указанной возрастной категории (менее 50 %), выделена субсидия из федерального бюджета в общем объеме 950 млн. рублей на создание к концу 2019 года 150 тыс. новых мест дополнительного образования детей.
Кроме того, в 2019 году оказана государственная поддержка: Чеченской Республике – в создании центра, реализующего дополнительные общеобразовательные программы, в вузах; Кабардино-Балкарской Республике – в создании центра выявления и поддержки одаренных детей; Республикам Северная Осетия-Алания и Дагестан – во внедрении целевой модели, Республике Калмыкия – в открытии Технопарка.
По информации Минкультуры России Согласно Плану мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 722-р) субъектами Российской Федерации в разработанных региональных планах мероприятий («дорожных картах») предусмотрен показатель «увеличение доли детей, охваченных дополнительными образовательными программами в области искусств», способствующий также выявлению и поддержке одаренных детей в сфере культуры.
Согласно статистическим данным за 2018 г. в Российской Федерации функционировало 4 811 ДШИ, в которых обучалось 1 603 397 человек. По сравнению с 2017 г. количество ДШИ уменьшилось на 144 единицы, однако число обучающихся в ДШИ увеличилось на 6 987 детей, что указывает на востребованность ДШИ как социального института. В среднем по стране охват детей работой ДШИ составил 11,3 процентов.
В целях развития сети ДШИ в стране в начале 2018 г. первым заместителем Министра культуры Российской Федерации В.В. Аристарховым был утвержден План мероприятий («дорожная карта») по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018-2022 годы, который направлен на решение таких задач как:
– повышение значимости ДШИ в социокультурном пространстве страны, в том числе духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения;
– развитие сети ДШИ как первого уровня трехуровневой системы художественного образования (ДШИ – училище – творческий вуз) посредством методического и творческого взаимодействия с профессиональными образовательными учреждениями и образовательными учреждениями высшего
образования отрасли культуры с целью повышения качества подготовки профессиональных кадров для отрасли культуры;
– модернизация материально-технической базы ДШИ;
– повышение кадрового потенциала работников ДШИ.
Так, по итогам 2018 года контингент обучающихся составил 1 603 397 чел., при этом количество обучающихся по предпрофессиональным программам выросло на 2,5% и составило 39,6% по отношению к общему количеству детей, которые обучаются в ДШИ – 685 439 чел., тогда как по дополнительным общеразвивающим программам детей обучалось в полтора раза больше – 1 045 240 чел.:
В 2018-2019 учебном году на предпрофессиональные и общеразвивающие программы на бюджетной основе было принято 368 602 чел., из них на предпрофессиональные программы – 170 291 человек (46% от общего приема).
Из утвержденных Минкультуры России шестнадцати дополнительных предпрофессиональных программ наиболее востребованы следующие:
Живопись 199 074 чел.;
Фортепиано 139 067 чел.;
Народные инструменты 100 401 чел.;
Хореографическое творчество 72 521 чел.;
Хоровое пение 53 890 чел.;
Духовые и ударные инструменты 33 206 чел.;
Струнные инструменты 31 511 чел.
При этом по предпрофессиональной программе «Живопись» контингент обучающихся составил 29,0% от всех обучающихся по предпрофессиональным программам, «Фортепиано» – 20,2%, «Народные инструменты» – 14,6%, «Хореографическое творчество» – 10,6%, «Хоровое пение» – 7,9%.
Необходимо отметить, что специфика отечественного трехуровневого художественного образования наиболее ярко проявляется при подготовке музыкантов, в основе которой многолетнее, с раннего детского возрастапостижение основ данного вида искусства (на протяжении 16 и более лет).Традиционно, наибольшее количество детей обучается по программе «Фортепиано», однако в
последние годы наблюдается устойчивая тенденция к увеличению контингента обучающихся и по программам «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Струнные инструменты».
Качество образования в ДШИ напрямую зависит от материально-технической базы организаций. В 2018 году ДШИ занимали 7 649 зданий, из них 1 265 ед. (16,5%) нуждалось в капитальном ремонте, что на 184 единицы меньше, чем в 2017 году. При этом количество зданий, находящихся в аварийном состоянии, уменьшилось до 49 (в 2017 году было 64 аварийных здания).
Достаточно остро стоит вопрос с оснащением ДШИ современным учебным оборудованием. Несмотря на то, что объем средств, выделяемых на приобретение оборудования, в среднем на одну ДШИ ежегодно увеличивается, данные средства весьма малы и не позволяют оборудовать ДШИ в соответствии с современными требованиями. Необходимым условием для полноценной реализации федеральных государственных требований к предпрофессиональным программам является наличие качественных музыкальных инструментов. В 2018 году показатель изношенности музыкальных инструментов составил 40,3%.
В ряде субъектов Российской Федерации не менее остро стоит вопрос укомплектованности библиотечных фондов ДШИ учебно-методической литературой и нотными изданиями. Потребность в учебных пособиях по музыкально-теоретическим дисциплинам, клавирах, партитурах и наглядных материалах остается высокой.
На решение данных проблем и модернизацию инфраструктуры культуры направлен федеральный проект «Культурная среда» национального проекта «Культура».
По пункту 48. Проведение международных и всероссийских мероприятий для специалистов системы дополнительного образования детей по вопросам развития дополнительного образования детей, в том числе Международного форума инноваций по робототехнике «Дни робототехники в России»

С целью поддержки педагогических и управленческих кадров и развития профессионального сообщества Минпросвещения России на регулярной основе проводятся мероприятия для специалистов системы ДОД.
В рамках Московского международного салона образования организована работа секций по актуальным направлениям ДОД, в том числе по вопросам профориентации, инклюзивного образования, выбора образовательных траекторий и обучения в эпоху цифровой экономики.
В рамках Всероссийского фестиваля Nauka0+ проведены открытые научно-популярные лекции с участием ведущих ученых и преподавателей системы ДОД, организованы круглые столы по вопросам повышения профессиональной компетенции педагогов ДОД, состоялись мастер-классы по направлениям деятельности сети Технопарков, выставка проектов в сфере ДОД, детский фестиваль науки на Воробьевых горах.
Оператором сети Технопарков ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» проведены 4 образовательные сессии для педагогических работников, методистов, специалистов по проектному управлению и руководителей Технопарков, в рамках которых осуществлено обучение по блокам гибких навыков (soft skills), профессиональных компетенций (hard skills) и стратегическому планированию деятельности сети Технопарков.
5-6 декабря 2019 г. на базе ФГБОУ ВО «МГТУ им. Н.Э. Баумана» состоялось VI Всероссийское совещание работников дополнительного образования (далее – Совещание), на котором проведены панельные дискуссии по актуальным вопросам системы ДОД, в том числе повышению доступности и качества ДОД, профессиональному и карьерному росту педагогов ДОД, новым моделям финансирования, эффективным региональным управленческим, образовательным, проектным, методическим, инновационным кейсам.